Село Малахово находится в 20 км к северу от Тулы На левом берегу малой речки Нюховки. В нескольких километрах южнее Нюховка сливается с Волотью. Нюхово, как географический объект, упоминается в истории под 1480 годом в связи со «стоянием на Угре», когда Ахмад московские «земли нимало не взял, развее прочь идучи, приходил царёв сын Амуртоза на Конин да на Нюхово».
Село, вероятно, получило название по имени одного из 12-ти меньших библейских пророков – Малахии. А тот, в свою очередь, создан как вытеснитель языческого божества Молоха – покровителя городов и племён. Молох изначально был богом природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Изначальная религиозная сущность имени во времена распространения христианства и борьбы с язычеством была замещена «страшилками» и мифами о прожорливости Молоха при жертвоприношениях через всесожжение, в том числе детей. Библейский Малахия, в противовес Молоху, представляется положительным персонажем Ветхого завета, автором «Книги пророка Малахии».
Точное время возникновения села историки и краеведы пока не установили.
По писцовым и межевым книга 1628-1633 годов село Малахово отнесено к Нюховскому Стану Тульского уезда. В это время селом владела вдова Анна Ивановна Хрущова «с детьми недорослыми Дмитрием, Василием, да Иваном, да с двумя дочерьми». В селе есть церковь. Налог платится «с осьмины».
Известно, что в1772 году местным помещиком Алексеем Дорофеевичем Ивашкиным, представителем прославленного рода тульских воевод, был поставлен деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери 2.
В 1811 году в селе Малахово 13 дворовых и 25 крестьянских семей общим числом из 92 крестьян мужского пола принадлежали помещикам Ивашкиным – генерал-майору и кавалеру Петру Алексеевичу, капитану Алексею Алексеевичу и премьер-майору Павлу Алексеевичу. (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 2, л.142).
По переписи 1811 года в селе Малахово помещик, гвардии порутчик Хомяков Степан Александрович (отец известного публициста и славянофила Хомякова Алексея Степановича) имел 30 душ крестьян мужского пола (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 5, л.267).
Другой помещице, провиант-мейстерше Марье Петровне Хрущёвой принадлежали 4 дворовых человека и 15 крестьян мужского пола. Её мужу провиант-мейстеру Александру Ивановичу Хрущёву принадлежали 8 крестьян мужского пола. В этой переписи женщины и девочки не считались. Все эти дворовые и крестьяне помещиков Хрущёвых были переведены в Малахово в 1811 году из Орловской губернии Елецкой округи села Гудалова и из Воронежской губернии Землянской округи сельца Павлова (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 6, л.73, 75).
В 1816 году гвардии порутчик Степан Александрович Хомяков имел в Малахово 25 крестьян мужского пола и 18 женского. Кроме того у него были земли и крестьяне в Занино (138+146), в Бурковой (127+136), в Погромной и Костино (108+107), в Скоблево (49+45), в Севрюковке (28+19) и в Волоти (124+128, в том числе 27+36 причисленных к винокуренному заводу). (ГАТО, ф.327, оп.1, д.11, л.114-116).
В 1833 году капитан Алексей Алексеевич Ивашкин продал своих малаховских крестьян и дворовых людей в количестве 155 душ мужского пола и 159 душ женского пола подполковнице Федосье Гавриловне Темирязевой. В этом же году помещица Варвара Михайловна Лаухина продала своих дворовых и крестьян (всего 36 душ) штабс-капитанше Александре Трофимовне Овсянниковой. (ГАТО, ф.326, оп.1, д.2, л.554).
В 1834 году в Малахово 6 крестьянских семей общим числом 23 души мужского пола и 22 женского принадлежали помещице, гвардии порутчице Марии Алексеевне Хомяковой матери А. С. Хомякова. Ей же принадлежали земли и крестьяне в Богучарово, Бушово, Хомяково, Обидимо, Скобелево и в деревнях Волоть, Погромная, Тулица, Севрюковка, Занино, Бурковка. (ГАТО, ф.326, оп.1, д.5, л.677).
В 1858 году в Малахово ротмистру Ивану Ивановичу Николаеву принадлежали 11 дворовых семей и 30 крестьянских, всего – 355 душ. (ГАТО, ф.324, оп.1, д.4, л.290-306). По этой же переписи штабс-капитану А.М.Овсянникову принадлежали 4 дворовых семьи и 4 крестьянских. Всего – 40 душ. (ГАТО, ф.324, оп.1, д.4, л.471-476).
В 1870 селе построена новая каменная однопрестольная церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось в 1865-1870 годах на средства генерал-майора Николая Ивановича Николаева и его жены Надежды Николаевны при близком участии церковного старосты штабс-капитана А.М.Овсянникова, умершего «от удара» в 1867 году2 в возрасте 67 лет и похороненого в церковном приделе близ алтаря4.
В 2002? году южнее села на восточном склоне Нюховки погибли от удара молнии два брата Картошкины, учащиеся техникума и гитаристы. Летом 2007 года на этом месте (на громовище) ещё стоял обелиск с табличкой, обнесённый металлической оградкой.
Соседнее село Севрюково получило название, вероятно, по имени «севрюков», пополнявших в XVII веке народную армию Ивана Болотникова. Севрюки – это позднее название славянского народа северян, коренного населения Новгород-Северского княжества, юго-западных соседей вятичей5.
Речка Волоть могла получить название по имени волоти – стебля злаков или от волотов – славянских Гигантов. Самым знаменитым из них был Святогор. Возгордившись своей силой, волоты начали бросать камни в небо. Бог Перун (громовержец и грозоносец), главным оружием которого были громовые камни и грозовые стрелы, за непочтение и гордыню частью побил их, а некоторых превратил в людей-богатырей6.
По одной из версий расшифровки Велесовой книги в ней упомянут Волот-Царь (Валтасар) как один из прототипов легендарных трёх волхвов (Валтасар, Каспар и Мельхиор), пришедших к младенцу Христу в Вифлеем с пророчеством о рождении Спасителя мира7.
1. Библейская энциклопедия, М.,1891, с.583.
2. Малин П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула. 1895.
3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.1995.
4. ГАТО, фонд 3, опись 15, дело 1313, л.794.
5. Дорожкин Н.Я. Загадки русской истории: энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель, 2007. с.21.
6. Бычков А.А. Энциклопедия славянской мифологии. – М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2008 с.56.
7. Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла. – М.:, Альва-Первая, 2007.
В.В.Горчаков.
Село, вероятно, получило название по имени одного из 12-ти меньших библейских пророков – Малахии. А тот, в свою очередь, создан как вытеснитель языческого божества Молоха – покровителя городов и племён. Молох изначально был богом природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Изначальная религиозная сущность имени во времена распространения христианства и борьбы с язычеством была замещена «страшилками» и мифами о прожорливости Молоха при жертвоприношениях через всесожжение, в том числе детей. Библейский Малахия, в противовес Молоху, представляется положительным персонажем Ветхого завета, автором «Книги пророка Малахии».
Точное время возникновения села историки и краеведы пока не установили.
По писцовым и межевым книга 1628-1633 годов село Малахово отнесено к Нюховскому Стану Тульского уезда. В это время селом владела вдова Анна Ивановна Хрущова «с детьми недорослыми Дмитрием, Василием, да Иваном, да с двумя дочерьми». В селе есть церковь. Налог платится «с осьмины».
Известно, что в1772 году местным помещиком Алексеем Дорофеевичем Ивашкиным, представителем прославленного рода тульских воевод, был поставлен деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери 2.
В 1811 году в селе Малахово 13 дворовых и 25 крестьянских семей общим числом из 92 крестьян мужского пола принадлежали помещикам Ивашкиным – генерал-майору и кавалеру Петру Алексеевичу, капитану Алексею Алексеевичу и премьер-майору Павлу Алексеевичу. (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 2, л.142).
По переписи 1811 года в селе Малахово помещик, гвардии порутчик Хомяков Степан Александрович (отец известного публициста и славянофила Хомякова Алексея Степановича) имел 30 душ крестьян мужского пола (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 5, л.267).
Другой помещице, провиант-мейстерше Марье Петровне Хрущёвой принадлежали 4 дворовых человека и 15 крестьян мужского пола. Её мужу провиант-мейстеру Александру Ивановичу Хрущёву принадлежали 8 крестьян мужского пола. В этой переписи женщины и девочки не считались. Все эти дворовые и крестьяне помещиков Хрущёвых были переведены в Малахово в 1811 году из Орловской губернии Елецкой округи села Гудалова и из Воронежской губернии Землянской округи сельца Павлова (ГАТО, ф.328, оп.1, д. 6, л.73, 75).
В 1816 году гвардии порутчик Степан Александрович Хомяков имел в Малахово 25 крестьян мужского пола и 18 женского. Кроме того у него были земли и крестьяне в Занино (138+146), в Бурковой (127+136), в Погромной и Костино (108+107), в Скоблево (49+45), в Севрюковке (28+19) и в Волоти (124+128, в том числе 27+36 причисленных к винокуренному заводу). (ГАТО, ф.327, оп.1, д.11, л.114-116).
В 1833 году капитан Алексей Алексеевич Ивашкин продал своих малаховских крестьян и дворовых людей в количестве 155 душ мужского пола и 159 душ женского пола подполковнице Федосье Гавриловне Темирязевой. В этом же году помещица Варвара Михайловна Лаухина продала своих дворовых и крестьян (всего 36 душ) штабс-капитанше Александре Трофимовне Овсянниковой. (ГАТО, ф.326, оп.1, д.2, л.554).
В 1834 году в Малахово 6 крестьянских семей общим числом 23 души мужского пола и 22 женского принадлежали помещице, гвардии порутчице Марии Алексеевне Хомяковой матери А. С. Хомякова. Ей же принадлежали земли и крестьяне в Богучарово, Бушово, Хомяково, Обидимо, Скобелево и в деревнях Волоть, Погромная, Тулица, Севрюковка, Занино, Бурковка. (ГАТО, ф.326, оп.1, д.5, л.677).
В 1858 году в Малахово ротмистру Ивану Ивановичу Николаеву принадлежали 11 дворовых семей и 30 крестьянских, всего – 355 душ. (ГАТО, ф.324, оп.1, д.4, л.290-306). По этой же переписи штабс-капитану А.М.Овсянникову принадлежали 4 дворовых семьи и 4 крестьянских. Всего – 40 душ. (ГАТО, ф.324, оп.1, д.4, л.471-476).
В 1870 селе построена новая каменная однопрестольная церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось в 1865-1870 годах на средства генерал-майора Николая Ивановича Николаева и его жены Надежды Николаевны при близком участии церковного старосты штабс-капитана А.М.Овсянникова, умершего «от удара» в 1867 году2 в возрасте 67 лет и похороненого в церковном приделе близ алтаря4.
В 2002? году южнее села на восточном склоне Нюховки погибли от удара молнии два брата Картошкины, учащиеся техникума и гитаристы. Летом 2007 года на этом месте (на громовище) ещё стоял обелиск с табличкой, обнесённый металлической оградкой.
Соседнее село Севрюково получило название, вероятно, по имени «севрюков», пополнявших в XVII веке народную армию Ивана Болотникова. Севрюки – это позднее название славянского народа северян, коренного населения Новгород-Северского княжества, юго-западных соседей вятичей5.
Речка Волоть могла получить название по имени волоти – стебля злаков или от волотов – славянских Гигантов. Самым знаменитым из них был Святогор. Возгордившись своей силой, волоты начали бросать камни в небо. Бог Перун (громовержец и грозоносец), главным оружием которого были громовые камни и грозовые стрелы, за непочтение и гордыню частью побил их, а некоторых превратил в людей-богатырей6.
По одной из версий расшифровки Велесовой книги в ней упомянут Волот-Царь (Валтасар) как один из прототипов легендарных трёх волхвов (Валтасар, Каспар и Мельхиор), пришедших к младенцу Христу в Вифлеем с пророчеством о рождении Спасителя мира7.
1. Библейская энциклопедия, М.,1891, с.583.
2. Малин П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула. 1895.
3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.1995.
4. ГАТО, фонд 3, опись 15, дело 1313, л.794.
5. Дорожкин Н.Я. Загадки русской истории: энциклопедия. – М.: АСТ: Астрель, 2007. с.21.
6. Бычков А.А. Энциклопедия славянской мифологии. – М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2008 с.56.
7. Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла. – М.:, Альва-Первая, 2007.
В.В.Горчаков.